?

Log in

No account? Create an account
Многовековое дело державоустроения. - Yura Shtengel's Journal
May 3rd, 2014
09:55 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Многовековое дело державоустроения.
Заимствовать подобные вычурные обороты не очень-то умно. По ним совпадения вычисляются совсем просто. С другой стороны, тратить 3 часа своего времени на поиски заимствований в трудах историка из ФСБ тоже не слишком осмысленно. Но я 3 дня назад обещал.

Оригинал. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. — М.: Русское слово, 2002, стр. 342
http://iri-ran.ru/izdannoe/bohanov-2.htm
Весь комплекс самодержавно-государственнных представлений базировался на христианской идее Истины, на этой великой трансцендентальной Реальности, которая не могла обосновываться секулярными методами. Как Истина христианства предметно недоказуема, так обусловленная ею истина Самодержавия - лишь предмет веры и приятия, но не объект логически-лексических спекуляций. Идея царской власти как идея священного служения содержала огромный духовный потенциал, реально и раскрывавшийся в многовековом успешном деле державоустроения. По справедливому замечанию Ф.А. Степуна, "вряд ли можно сомневаться, что настоящим воспитателем простого русского люда действительно была церковь" (10).
Именно Русская Православная Церковь и выпестовала идею царской власти, как национально-государственный символ веры. Поэтому судьбы Православия и Самодержавия оказалась теснейшим образом связанными. Эта связь придавала царской власти устойчивость и силу, но лишь до определенного исторического предела, который обозначился с началом дехристианизации общественной жизни и общественного сознания.

А вот как это творчески переосмыслил Максим Львович Размолодин. п.19 из списка ваковских публикаций в автореферате докторской диссертации.
Размолодин М.Л. Консервативные основы политической проблематики в идеологии черной сотни. / М.Л. Размолодин // Гуманитарные и социальные науки. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. – № 5 (13). – С.11–20. http://hses-online.ru/2010/05/07_00_02/02.pdf

Весь комплекс самодержавно-государственных представлений базировался на христианской идее истины, которая не могла обосновываться секулярными методами. Как истина христианства предметно недоказуема, так обусловленная ею истина самодержавия является предметом веры. Утверждая религиозные основы власти, черносотенцы четко и ясно заявляли, что источником власти был Бог, а не народ [3].
Именно Русская православная церковь выпестовала идею царской власти, как национально-государственный символ веры. Поэтому крайне правые выдвинули тезис о неразрывной связи православия с русской государственностью, как важнейшем условии ее существования [5]. Эта связь придавала царской власти устойчивость и силу, но лишь до определенного исторического предела, который обозначился с началом дехристианизации общественной жизни и общественного сознания.
…Концепция царской власти как идея священного служения содержала огромный духовный потенциал, раскрывшийся в многовековом деле успешного державоустроения.

Надо отдать должное работе, автор показал знакомство не только с этим источником. М.Л. Размолодин:
Ссылаясь на Священное Писание, их литература указывала, что монархия в избранном народе во главе с царем, имевшим специальное посвящение, была установлена Богом по просьбе людей, осознавших неспособность жить по божьим законам. Русское самодержавие наследовало традицию Царства в истории человечества, где царь выступает не только следствием природной иерархичности, а средством удержания народа на божьем пути. С христианской точки зрения, данная необходимость обусловливалась нахождением человеческой природы и мира в состоянии повреждения вследствие грехопадения. Потребность в независимой от людей, но зависимой от Бога верховной власти, ограничивающей и человеческую мятежную греховность, и действие в мире сил зла – проявление не рабства, а аскетического самоограничения в борьбе с собственным греховным своеволием.


М. Назаров. Тайна России. 1999 г. http://www.rusidea.org/?a=430000
Священное Писание (1 Цар., 8-11) запечатлело, как была установлена Богом монархия в избранном народе: по просьбе людей, ощутивших, что они не способны жить по Божиим законам без вождя, который получает от Бога специальное посвящение для этой миссии (помазание). То есть Царь - не только следствие природной иерархичности и не чья-то самоцель, а средство для удержания народа на Божием пути.
С православной точки зрения это необходимо, поскольку человеческая природа и весь мир находятся в состоянии повреждения вследствие грехопадения, поэтому и требуется людям не зависимая от них, но зависимая от Бога верховная власть как внешняя сила, ограничивающая и человеческую мятежную греховность, и действие в мире сил зла. Признание людьми такой власти, служащей Божию замыслу, - проявление не рабства, а аскетического самоограничения в борьбе с собственным греховным своеволием.

Ну и чтоб 2 раза не вставать.
Попова Оксана Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
Попова О.В. Трансформация представлений о власти: сравнительный анализ эпох. // Наука и общество: проблемы современных исследований. Сб. науч. статей / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2013
http://www.kuam.kz/files/Sbornik_mezhdunarodniy.pdf
Выделять не буду. Увы, последние несколько абзацев статьи они точно повторяют (за исключение номеров ссылок) текст из заключения упомянутой книги Боханова.
Падение монархии в 1917 году ознаменовало начало конца великого исторического феномена под названием Россия. Существуя длительное время рядом с Западной Европой, имея множество разнообразных связей с ней, перенимая многие черты бытового уклада, черпая там технологические и технические новации, России удавалось сохранять свою особость, свою самость, невзирая на "ветры перемен", веявшие с Запада. Две великие силы созидали и держали это здание, придавали ему неповторимый колорит и уникальное содержание - Православие и Самодержавие. Они исторически актуализировались в тесном взаимодействии, а последние четыре века истории в неразрывном единстве.
Самодержавное государство, в том виде как оно самоосозновалось и самопроявлялось, являлось не только и не столько реализацией управительной, распределительной и контрольной функций, сколько хранительницей священного предания, исторического завета. А царекратичность, самодержавность верховной государственной власти эту миссию и подчеркивала, и определяла.
Идея царской власти как идея священного служения содержала огромный духовный потенциал, реально и раскрывавшийся в многовековом успешном деле державоустроения. По справедливому замечанию Ф.А. Степуна, "вряд ли можно сомневаться, что настоящим воспитателем простого русского люда действительно была церковь" [7:587]. Именно Русская Православная Церковь и выпестовала идею царской власти, как национально-государственный символ веры. Поэтому судьбы Православия и Самодержавия оказалась теснейшим образом связанными. Эта связь придавала царской власти устойчивость и силу, но лишь до определенного исторического предела, который обозначился с началом дехристианизации общественной жизни и общественного сознания.
Крушение монархии явилось следствием не столько и не только общественно-политических, военных и экономических факторов. Эти проблемы на самом деле были серьезны и глубоки. Однако главная, органическая причина коренилась не здесь. Февральская революция (а это была в полном смысле слова революция) явилась результатом глубочайшего духовного кризиса, стала следствием в первую очередь дехристианизации сознания. Как предупреждал еще раньше митрополит Московский Владимир: "Враги нашего отечества так много употребляют усилий к подрыву нашей веры и Церкви, конечно, выходя из того убеждения, что там, где падают алтари, - падают и престолы" [8:285].

Tags: ,

(3 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:metrika
Date:May 4th, 2014 07:00 am (UTC)
(Link)
По нынешним временам товарищ Размолодин еще скромно заимствует.
[User Picture]
From:scabon
Date:May 4th, 2014 06:41 pm (UTC)
(Link)
Да, в век интернета плагиатарам пользоваться такими словами как "державоустроение" самоубийственно. Казалось бы, кто мешает пользоваться словарём синонимов? Хотя, наверное, если поверхностно знать предмет, то при подборе синонимов к таким словам как "державоустроение" тоже можно попасть впросак.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:May 4th, 2014 07:56 pm (UTC)
(Link)
Судя по тому, что “успешное дело державоустроения” было заменено на “дело успешного державоустроения”, а «идея царской власти» на «концепция царской власти», c текстом была проведена вдумчивая и кропотливая работа. Не стоит недооценивать квалификацию начальника пресс-службы. Просто предельная точность формулировок не позволяла в научной работе заменить "державоустроение" на "построение государства". Это все-таки разные понятия :)
Powered by LiveJournal.com