Юрий Штенгель (yura_sh) wrote,
Юрий Штенгель
yura_sh

Охальник Аракчеев

Оригинал взят у ovtsa в Охальник Аракчеев


Листала давеча «Биржевые ведомости» за январь 1910 года в поисках определенной  статьи, но не могла не отвлекаться на другие материалы. Что не говорите, а газеты тогда были куда увлекательнее. И читать их, вероятно, можно было даже до обеда.

Какие сюжеты, какие персонажи… а эта старомодная манера журналистской подачи… ну и – подробности старинных страстей и историй.

Не удержалась и записала на память:

 Историческое кощунство

(По телефону из Москвы)

ПСКОВ 21-го января

На вчерашнем заседании комитета по созыву Новгородского археологического съезда епископ Андроник сообщил, что в соборе исторического села Грузино в изображении Богоматери обнаружено кощунство. Лики Богоматери и Божественного Младенца представляют собой точные портреты Анастасии Минкиной и ея сына; в складках ризы Богоматери изображено лицо гр. Аракчеева. Икона из храма убрана. («Русское слово»)

// Биржевые ведомости. – 1910. –  № 11527. – 22-го января, вечерний выпуск.

 

История, похоже, имела резонанс, потому что несколько дней спустя встречаем продолжение:

 

Новое кощунство в столице Аракчеева (Корреспонденция «Биржевых ведомостей») ПСКОВ 29 января

Образ Богоматери, кощунственно написан одной итальянской знаменитостью, и жители Грузина, посещающие собор во время богослужения, долго не обращали серьезного внимания на этот образ, пока в печати не появилось ошеломляющее известие одного любителя церковной старины, доказавшего полное сходство образа Богоматери с домоправительницей гр. Аракчеева – Настасьей Минкиной.

Но не меньший интерес представляет собою и образ Христа Спасителя, долго таивший под своею ризою дерзкое кощунство времен Аракчеева. Этот образ находится в правой части иконостаса в том же соборе; на нем изображен Христос, держащий в правой руке Евангелие. Образ покрыт массивною серебряною ризою и находится под стеклом. Но если открыть у образа раму и внимательно присмотреться к нему, то перед глазами зрителя ясно предстает следующая картина: один из серебряных листов Евангелия отгибается при помощи едва заметного шарнира и под ним открывается замечательный по своей наглости сюжет, писаный масляными красками, изображающий сидящим на облаках в полном парадном военном мундире гр. Аракчеева.

// Биржевые Ведомости. –  1910. – № 11539. – 29-го января.

 

А спустя несколько дней, 2-го февраля иконописным нелепостям посвятили целую статью «Суздальские Рафаэли и адописне иконы», в которой А. Измайлов сначала предается размышлениям о причинах происхождения Грузинских кощунств – собственное ли то Аракчеева нахальство или презренное холуйство приближенных к нему лиц, а после приводит известное свидетельство Лескова об «адописных иконах» и случаи кощунств «по невежеству», которые тоже очаровательны.

Например, изображение мужчины с простертыми в стороны руками, в ладони которому живописец ничтоже сумняша поместил по глазу. И сие есть иллюстрация к давидову «Очи мои выну ко Господу».

Или образ скромного человека апостольского типа «с веткою в глазу» - к тексту, как вы понимаете, –  «Что видиши сучец… изми прежде бревно».

Или вот, похожее на рекламный ход: Жертвоприношение Авраама, и праотец вздымает нож с надписью «Завьяловъ въ Вореме».

 


Tags: история, старые газеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments