?

Log in

No account? Create an account
Черная сотня. Понятие. - Yura Shtengel's Journal
August 12th, 2011
09:19 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Черная сотня. Понятие.
Последнее время появилась масса апологетических статей и книг о Черной Сотне. На место революционных мифов об инспирировании погромов правительством, приходят новые.
Часто темой спора является история возникновения современного понятия. Нередко можно встретить такую позицию: его мол дали либералы/большевики после октябрьских погромов 1905 г. Но главная черносотенная организация Союз Русского Народа возникла позже, потому называть погромы черносотенными некорректно. Это ярлык левой и либеральной прессы.

Типично:
«Черносотенцы - бранная кличка, введенная их противниками сразу после организации в ноябре 1905 г. "Союза русского народа", хотя с чисто исторической точки зрения в ней ничего бранного нет.» С. Кара-Мурза Черный миф

К вопросу о времени появления и привязанности к охранительным организациям. Возьмем ультраконсервативную газету-журнал "Гражданин", издаваемую, кн. В.П. Мещерским. В рубрике "Речи консерватора" он писал под псевдонимом Икс.

Гражданин 4 августа 1905 г. №61
Речи консерватора.
…В Саратовской губернии народ, идущий на расправу с революционерами, получил устрашающее название “черной сотни”.
В Саратовской губернии земство перестало заниматься земским хозяйством, предпочитая заниматься внутреннею политикой.
В Саратовской губернии есть титулованные дворяне, предлагающие строить на улице баррикады.
Все это вместе взятое очень интересно и, во всяком случае, доказывает, что я прав, желая подавать петицию о признании Саратовской губернии первою во всех отношениях в России.
Но самое интересное, это, без сомнения, вопрос о черной сотне.
Это, по-моему, очень хитро придумано. Когда народ бросается на улице на людей, производящих беспорядки, убивающих и грабящих, тогда этот народ получает название черной сотни и разжалуется в неблагонадежные и даже опасные люди… И против этой черной сотни восстает в трогательным единении тройственный союз крамольников, печати и полиции.
Так что положение выходит очень, в сущности, скверное: c одной стороны, бездействие власти и усиленная деятельность всех разрушительных элементов, а с другой стороны – признание тех, которые, в виду бездействия власти, ополчаются сами против нарушителей порядка, черною сотнею.
Мне кажется, что тут получается что-то неладное.
А чтобы это неладное превратить в ладное, надо одно только: чтобы прекратилось бездействие власти; ибо, очевидно, когда проявится действие власти в той полноте, в какой оно проявляется во всех государствах земного шара, тогда не нужно будет полиции действовать против черной сотни, ибо она исчезнет, видя, что эта полиция действует с полнотой власти против зачинщиков и производителей беспорядков революционных.

Черная сотня, где бы она ни рождалась, на Волге или в Москве, есть одновременно протест простонародья против бездействия власти и протест против врагов порядка. В этом двойном смысле она – явление недопустимое, как признак самой опасной и ужасной анархии, ибо нет ужаснее той анархии, которая берет свое начало в инстинктах народной самозащиты.
И когда она разгорится, ее ничем не потушить.
Икс.

А вот запись из дневника Александра Алексеевича Киреева, человека консервативных монархических взглядов, от 5 октября 1905 г.:
И "демонстранты" жалуются на то, что дворники их бьют, "черная", мол, "сотня", не допускате избиения "интеллигенции". Да этому горю очень легко помочь - не демонстрируйте!
А.А. Киреев "Дневник 1905-1910" M. 2010. стр. 97-98

Естественно, что в разгар октябрьских погромов 1905 года выражения Черная сотня, черносотенцы, черносотенники часто употреблялись и в газетах и высшими чиновниками Российской империи именно в значении погромщиков-охранителей.

Запись управляющего делами Комитета министров Э.Ю. Нольде о ходе заседания Совета Министров 3 ноября 1905 г., выступление министра внутренних дел П.Н. Дурново:
"…Чрезвыч[айная] охрана. Воен[ное] полож[ение]
Черная Сотня
Следствий нельзя производить о народ[ных] волнениях.
Нельзя велеть стрелять в людей, мнущих революционеров."
"Совет министров Российской империи 1905-1906" Л. 1990. стр. 37

Биржевые ведомости
22 октября октября 1905 г. №9076
[о процессии после похорон Баумана]...Самая большая группа человек приблизительно в 4000 направилась к университету. Когда толпа сворачивала с Никитской на Моховую у здания нового университета, тогда с противоположной стороны, где находится манеж, в котором помещались казаки и у которого кучкой стояли черносотенцы, раздался револьверный залп. Боевая дружина тоже ответила на этот залп залпом из револьверов. Но за дальностью расстояния ни один залп никакого действия не произвел. Тогда из окон и дверей манежа раздались залпы пачками из винтовок.
...
Сегодня около 12 часов дня у здания нового университета толпа черносотенцев напала на группу мирно шедших студентов и начала их бить, без всякого повода со стороны последних. в результате 2 студента убиты. Пятеро тяжело ранены. На шум выбежали врачи, сестры и служители находившегося в здании лазарета, но были оттеснены черносотенцами. Из подъезда манежа, находящегося напротив, выбежали казаки и хотели остановить побоище, но вышедший к ним офицер не позволил вмешиваться в спасение студентов.
...
Телеграф снова принес глубоко грустные известия о подвигах черной сотни, начавшей ряд погромов в городах Юго-Западной и Северо-Западной России.
[И дальше сообщения о погромах в различных городах.]

Русь 22 октября 1905 №1
Минск, 19-Х.
Город одет трауром. Вчера днем произошло побоище. Раненые насчитываются сотнями. Подробности таковы: во время митинга перед виленским вокзалом, где присутствовало свыше 10000 чел., в числе их много женщин и детей, организованная местными «патриотами» черная сотня начала бить стекла охраняемого войсками буфета, разбивать вагоны. В это время неизвестно по чьему распоряжению находившаяся на вокзале пехота, зайдя с двух сторон толпы, открыла огонь залпами. Погиб на глазах у всех присяжный поверенный Ентыс.
Екатиринослав, 17-Х.
…Вчера в городе появилось электричество. Разбрасываются прокламации черносотенников, украшенные цветами, с приглашением к разгрому евреев студентов и демократов….

В итоге под названием Черная сотня/черносотенец кроются два слабопересекающихся понятия:
1) агрессивный охранитель, погромщик
2) член правых монархических организаций.

Организованного участия (как члены соответствующих объединений) в погромах члены Союза Русского Народа, Союза Михаила Архангела и других крупных правых организаций не принимали. Тем более большинство погромов произошло до их оформления. Нужно сказать, что немало бывших погромщиков вступило в СРН, который, в свою очередь, нередко оказывал поддержку обвиняемым на погромных процессах. Но никаких данных об инспирировании погромов СРН нет, как и серьезном влиянии бывших погромщиков на деятельность правых организаций.

Кстати, орган СРН "Русское знамя" использовал термин "красная сотня", он впрочем, не прижился. Помимо революционеров кого они только в красную сотню не записывали:

9 января 1907 г №5
"Подвиги красной сотни"
Вильна 2 января.
Проходивший по Стефановской улице старший городской ветеринарный врач убит ударом ножа в сонную артерию. Преступник скрылся.

10 января 1907 №6
Подвиги красной сотни
Елисаветград, 8-го января. На заводе Шкловского рабочий, поспорив с мастером литейного цеха Урояновым, ломом раскроил ему череп. Уроянову в больнице Красного Креста делается операция. Жизнь его в опасности.
Киев, 8-го января. В селе Дмитриенках местные крестьянские парни посредством взлома замков ограбили церковь. Виновные задержаны в числе 5 человек. Среди них трое 14, 15 и 12 лет.

Tags: , ,

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:yura_sh
Date:August 18th, 2011 04:31 pm (UTC)
(Link)
К вопросу о времени возникновения. Опять те же штампы.

Читаю сейчас книгу М.Л. Размолодина "О консервативной сущности Черной Сотни" Ярославль 2010

Авторами мнения об идентичности понятий «погромщик» и «черносотенец» также стали либеральные средствах массой информации. Что же способствовало отождествлению двух понятий? Определение «погромщик» появляется в оппозиционной литературе в отношении участников верноподданнических манифестаций, принявших участие в избиениях революционеров и грабежах евреев вслед за объявлением Манифеста 17 октября. Название «черная сотня» появляется в отношении возникших на политической арене по следам погромов крайне правых организаций. Относительная синхронность двух событий, а также явная политическая конъюнктура, позволили противникам монархии отождествить два понятия. стр 308.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:October 12th, 2011 05:47 pm (UTC)
(Link)
А вот еще одно раннее упоминание

Историческая справка о черной сотне.
Газетные сообщения пестрят теперь словами «чёрная сотня». Это название имеет свою историю. Чёрной сотней на языке древних московских канцелярий выразительно назывались, в отличие от черносошников, слившийся вместе уездный и городской тяглый мир, как одинаково пассивные элементы государства, местные орудия центральной администрации. Коренное происхождение названия чёрной сотни, чёрных людей, относится к XIV в., когда в Новгороде развивалась борьба общественных классов на политической и экономической основе, так как в Новгороде существовало резкое имущественное неравенство между гражданами и было особенно ощутительно при политическом равноправии и при демократических формах устройства.
Имущественное неравенство производило раздражающее действие на низшие классы, особенно потому, что в Новгороде среди «житных» людей, т.е. тех, кто имел свои дворы и оседлость, была масса чёрных людей, то есть рабочих, ремесленников, - кузнецы, слесаря, не имевших ни двора, ни оседлости. Самый последний разряд чёрных людей составляли наймиты, нанимавшиеся подённо и не имевшие определённого труда. У черных людей развился непримиримый антагонизм против бояр, купцов и вообще «житных» людей. Во главе враждующих социальных партий становились бояре, при чем и во главе черных сотен, т.е. простонародья, становились богатые боярские фамилии и натравляли чернь на свою же боярскую братию. Новгородское боярство оставалось руководителем политической жизни вольного города во все времена существования вечевого устройства и во все времена чёрные сотни наймитов производили кулачную расправу над житными людьми.
(Салгир. 1905, 31 мая, №114, с.2)
Powered by LiveJournal.com