?

Log in

No account? Create an account
Антифашистка. - Yura Shtengel's Journal
February 25th, 2015
10:45 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Антифашистка.
Имел вчера беседу с ватницей (по собственному определению в профиле), антифашисткой.
Закончилась она достаточно показательно:
"Вы российский либерал или украинский эмигрант? В первом случае я вас априори держу за недочеловека, во втором искренне соболезную."

Tags:

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:stellaria_evol
Date:February 25th, 2015 08:00 am (UTC)
(Link)
Ого, как быстро антифашисты договорились до "недочеловеков". Вот уж действительно, социальные процессы сильно ускорились.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:February 25th, 2015 12:03 pm (UTC)
(Link)
Антифашисты они только на словах. Вполне соответсвуют псевдоцитате: "Фашисты будущего будут называть себя антифашистами."
[User Picture]
From:stellaria_evol
Date:February 25th, 2015 12:54 pm (UTC)
(Link)
Да, мне надо было сразу поставить кавычки. У "антифашиствующих" достаточно давно такие суждения, оценки и даже юмор, что поводов для сомнения в их истинных взглядах уже, по-моему, нет.
Но до "недочеловеков" пока ещё, судя по моим наблюдениям, в основном не доходило. А теперь некоторые уже и в выражениях не стесняются.
[User Picture]
From:scabon
Date:February 25th, 2015 05:29 pm (UTC)
(Link)
Походя отмечу, что термин "фашизм", маркировавший определённое течение в итальянском национализме первой половины 20-го века, давно износился и потерял смысл. Процесс начался ещё в 1930-е годы, когда в центральной Европе расплодились авторитарные режимы и возникла потребность в термине, который можно было бы использовать для описания их сходных черт: национализм, авторитаризм, в той или иной степени опора на массовые организации. Отчасти в размывании значения термина виноваты сами итальянские фашисты, которые в начале 1930-х годов в рамках конкуренции с немецкими нацистами попытались создать "фашистский интернационал". В русскоязычной среде значительную роль сыграла коммунистическая пропаганда, которая пользовалась термином "фашизм", когда имелся в виду нацизм. Этому также способствовал тот факт, что в конце 1930-х годов нацисты и фашисты уладили имевшиеся ранее конфликты (надо будет как-нибудь написать о том, как нацисты называли фашистов "иудео-фашистами") и оказались союзниками во Второй мировой войне, а заодно заимствовали у нацистов расовую идеологию и антисемитизм.

Вообще говоря, такова судьба многих терминов, значение которых со временем меняется. Большевизм образца 1903-го года, после раскола на 2-м съезде РСДРП, это одно, 1904-го года, после раскола среди большевиков и "совещания 22-х", это другое, 1912-го года это четвёртое, 1917-го года это пятое, а какого-нибудь 1952-го года это вообще 666-е.

Edited at 2015-02-25 05:37 pm (UTC)
[User Picture]
From:yura_sh
Date:February 25th, 2015 05:44 pm (UTC)
(Link)
Про иудео-фашистов даже не слышал. Оч. ин6тересно. Спасибо.
[User Picture]
From:scabon
Date:February 25th, 2015 07:13 pm (UTC)
(Link)
Да, в 1920-е годы наш старый знакомый Альфред Розенберг обозвал итальянских правителей "иудео-фашистским режимом". Итальянские евреи действительно сначала играли довольно видную роль в фашистском движении, принимали участие в борьбе с левыми радикалами в беспокойные послевоенные годы (за что некоторые поплатились жизнью), 230 евреев приняли участие в легендарном "марше на Рим" и т.д. К началу 1930-х годов около четверти евреев принадлежало к фашистской партии, тогда как средняя цифра была только 10%.

Это всё в целом не удивительно, учитывая, какую видную роль итальянские евреи играли в общественной жизни Италии начала 20-го века. Среди них было несколько премьер-министров, мэр Рима, 8% профессоров итальянских университетов (при том, что евреи составляли чуть больше 0,1% населения) и т.д. Так как итальянский фашизм до конца 1930-х годов не носил антисемитского характера, то роль евреев в фашистском движении (вплоть до того, что спонсор и любовница Муссолини, Маргерита Сарфатти, была еврейкой) была просто частью их видной роли в Италии после объединения страны, ликвидации системы гетто/дискриминации по религиозному признаку и последовавшей успешной ассимиляции. У евреев в Италии были, казалось, такие радужные перспективы, что туда эмигрировали евреи из других европейских стран, включая благополучную Англию. Не то чтобы в Италии, в том числе среди фашистов, антисемитизма до 1938-го года совсем не было, но это были мелочи по сравнению с тем, что имело место быть во многих других странах.

А потом наступил 1938-й год и оказалось, что всё не так радужно. Правда, антисемитские законы зачастую можно было обойти, если выйти на "правильных" людей и "помочь им в материальном отношении", но это был уже совсем другой расклад. В лучшем случае можно сказать, что до уровня нацистского и даже позднесталинского антисемитизма фашисты не дошли, по крайней мере до сентября 1943-го, когда ситуация так изменилась, что сравнивать трудно.

Edited at 2015-02-25 07:16 pm (UTC)
Powered by LiveJournal.com