?

Log in

No account? Create an account
Бурцев, Лопухин и похищение его дочери, новая версия. - Yura Shtengel's Journal
October 18th, 2012
01:24 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Бурцев, Лопухин и похищение его дочери, новая версия.
История разоблачения Азефа Бурцевым хорошо известна по воспоминаниям последнего.
Недавно наткнулся на его же воспоминания о роли Браудо в организации встречи с Лопухиным в поезде. http://ldn-knigi.narod.ru/JUDAICA/Brd_Burz_Argun.htm Любопытно, но ничего принципиально нового.
Мотивы Лопухина до сих пор вызывают споры и мне лично не ясны окончательно. Тем более я все более склоняюсь к мнению, что Азеф был агентом Охранного отделения и в террористической деятельности участвовал только в силу исполнения своих обязанностей. А роль двойного агента была приписана ему Бурцевым для компрометации правительства.
Впрочем, речь сейчас не об Азефе. А о мотивах Лопухина и похищении его дочери Варвары.
Приведу большую цитата из книги Л. Прайсмана “Террористы и революционеры, охранники и провокаторы”:
"В изданной в 1985 году книге А.Герасимова "На лезвии с террористами" в примечаниях, составленных Ю.Фельтишинским, дается совершенно другая версия этих событий: "Двоюродный брат его (А.А.Лопухина) Алексей Сергеевич Лопухин (умер в 1966 году) оставил записки, где ссылается на рассказ А.А.Лопухина после революции в Москве о том, как и почему он выдал Азефа. Находясь в Париже, получив известие из Лондона, что его дочь похищена (при выходе из театра оттеснена в толпе от гувернантки и исчезла), А.А.Лопухин поспешил в Лондон, в его поездное купе вошел Бурцев и предложил в обмен на освобождение дочери назвать имя полицейского агента в верхах эсеровской партии. Лопухин назвал Азефа, и на следующий день освобожденная дочь его вернулась к нему в лондонскую гостиницу. Видимо, изложить эту причину в общественной обстановке предреволюционной России было для Лопухина невозможно".
В одном из многочисленных в последнее время изданиях книги Б.Николаевского "История одного предателя" опубликована в качестве приложения статья А.Гейфман "Три легенды вокруг дела Азефа", в которой автор пыталась представить Азефа как агента полиции, исправно сообщавшего своему начальству правдивую информацию о планах эсеров и не замешанного ни в одном теракте. Мы ниже разберем эту абсолютно неубедительную гипотезу, остановимся на трактовке автором беседы Лопухина с Бурцевым. Автор дословно повторяет версию Ю.Фельтишинского и ссылается на его комментарии книги Герасимова как на исторический источник. А.Гейфман дополняет его более чем короткий рассказ, сообщая о загадочном похищении 24 октября 1907 года 18-летней дочери Лопухина Варвары в Лондоне и ее освобождении после приезда А.Лопухина в Лондон. Автор считает, что встреча в поезде Бурцева с Лопухиным произошла в конце октября 1907 года и тогда Бурцев впервые узнал, что Азеф - полицейский провокатор. По утверждению А.Гейфман, Бурцеву помогали "какие-то независимые революционеры, например, ярые сторонники террора из окружения Бурцева или некоторые малоизвестные эсеры,возможно, члены "парижской группы социалистов-революционеров". Таковы основные положения гипотезы А.Гейфман."
Далее идут подробности похищения и критика этой версии http://krotov.info/libr_min/16_p/ra/ysman_02.htm

Статья Светозара Чернова о похищении Лопухиной, где он обратил внимание на разницу в год между похищением и встречей в поезде. http://svetozarchernov.livejournal.com/77552.html

И вот вышла новая книга Ю. Фельштинского и Г. Чернявского “Через века и страны. Б.И. Николаевский. Судьба меньшевика, историка, советолога, главного свидетеля эпохальных изменений в жизни России первой половины XX века”. В ней обнаруживаются новые версии, увы, опять не подкрепленные ссылками.

Стр 247:
Мы далеки от намерения пересказывать содержание книги [История одного предателя], которая ныне широко доступна разноязычной аудитории. Николаевский конечно же не мог знать, да и, наверное, не готов был по политическому и психологическому состоянию своего ума — социал-демократа — предполагать, что Бурцев недоговаривает об одном очень принципиальном моменте. Бурцев не «разговорил» Лопухина. Он умышленно сел в один поезд с бывшим директором департамента полиции. Их «случайная» встреча была тщательно спланирована Боевой организацией эсеров. Бурцев зашел в купе Лопухина для того, чтобы сообщить ему, что его дочь взята заложником террористами и, если Лопухин не назовет имя полицейского агента в руководстве эсеровской партии, дочь его будет убита. Спасая жизнь своего [так в книге Ю.Ш.] дочери, Лопухин выдал Азефа. А когда прибыл по назначению, на перроне его встречала ничего не подозревавшая дочь, которую никто не похищал. Шантаж Бурцева оказался банальным блефом.

Стр. 261
Следует отдать должное Николаевскому. Выводы о том, что Азеф не был провокатором, Николаевский под конец своей жизни сделал самостоятельно и не испугался признать неправильной свою же собственную изначальную концепцию, распространенную многотысячными тиражами на нескольких языках. Иное понимание Азефа и его места в истории российского революционного движения, с одной стороны, и в истории полицейского сыска России — с другой, пришло после того, как исследователь сумел ознакомиться и проанализировать новые источники, прежде всего воспоминания вдовы Лопухина, с которой Николаевский беседовал в эмиграции. Только теперь Николаевский осознал, что Азеф не являлся провокатором, а был полицейским агентом, аккуратно докладывавшим Департаменту полиции подробную информацию о всех готовившихся террористических актах, о которых он, как руководитель Боевой организации эсеровской партии, был полностью осведомлен. Лопухин же (чуть ли не с согласия самого С.Ю. Витте, главы правительства в 1903—1906 гг.) клал ее под сукно и этим допускал некоторые успешные акты террора, используя таким образом Боевую организацию эсеров для сведения счетов с теми, кто ему мешал. Эти данные Николаевский намеревался использовать в новом, существенно расширенном издании биографии Азефа. В двух письмах Николаевского 1962 г. говорилось: «У меня подобрались неизданные материалы о Лопухине и его отношениях с Витте (в связи с большой борьбой между Витте и Плеве)». Имеется «много-много нового и важного материала, который я охотно дал бы в качестве особого введения и добавления». Но к сожалению, опубликовать дополненное издание биографии Азефа Николаевский не успел. Его книга была переиздана на русском языке в Нью-Йорке уже после смерти Бориса Ивановича без каких-либо дополнений и уточнений.

Увы, ссылки есть только на цитаты из писем Николаевского, никаких указаний об источнике информации о беседах с Лопухиной и их сути в книге я не нашел.
UPD Комментарий Юрия Фельштинского http://felshtinsky.livejournal.com/18846.html?thread=552350#t552350

Tags: ,

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:metrika
Date:October 18th, 2012 10:52 am (UTC)
(Link)
Самое сомнительное в этой версии - реакция Лопухина на действительное или мнимое сообщение о похищении дочери. Это сейчас мы привыкли к подобным методам. В те годы для революционеров в целом и эсеров в частности это было просто немыслимо. Кто конкретно мог бы это провернуть, какие такие боевики? На тот момент все силы были бы единодушны в оценке этого поступка. Ведь виновность Азефа обнаружилась не в поезде. Потребовалось еще одно подтверждение Лопухина, потом его еще одна встреча с эсерами за границей, чтобы они поверили в такую возможность. К тому же потом Лопухина судили за раскрытие служебной тайны. На любом из этих этапов он мог сказать об оказанном на него давлении. И его бы поддержали решительно все: и власть, и революционеры, и общественное мнение.

Очень неправдоподобно выглядит эта версия, причем со всех сторон. Хотя мотивы Лопухина да, непонятны.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:October 18th, 2012 11:58 am (UTC)
(Link)
Да, и мне в любой трактовке похищения версия представлляется неправдоподобной. Как с точки зрения действий Лопухина, так и Бурцев, мне кажется, не подходит на роль шантажиста-похитителя, даже мнимого.

И меня удивило, что серьезный историк приводит ее без какого-либо обоснования.

Edited at 2012-10-18 12:00 pm (UTC)
[User Picture]
From:ixl_ru
Date:October 18th, 2012 11:59 am (UTC)
(Link)
Насколько помню книгу Прайсмана (читал давно) у него версия, что Азеф честно работал на полицию, потом в 1904-1905 вышел из под контроля и организовал известные покушения на Плеве и Сергея Александровича, а потом снова стал честно работать на полицию. Такие повороты кажутся малоправдоподобными.


Скорее роль Азефа в руководстве террором сильно раздута. Известно же, что после самоустранения Азефа из БО террор не прекратился, а стал даже сильнее.
[User Picture]
From:yura_sh
Date:October 18th, 2012 12:05 pm (UTC)
(Link)
Да, раздута и им самим в революционной среде до разоблачения, и Бурцевым с эсерами для показа беспринципности агентов Охранного отделения, после него.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:yura_sh
Date:October 18th, 2012 01:46 pm (UTC)
(Link)
К сожалению новая информация ничего не проясняет. Фигура Лопухина меня давно интересует, но его собственные воспоминания, увы, слишком отрывочны.
Powered by LiveJournal.com